Previous Entry Share Next Entry
"Шахтёрка" Касаткина Николая Алексеевича
smit_2010
В статье slavomirа Легенды и мифы нашего городка-2 (http://www.donjetsk.com/life/2248-legendy-i-mify-nashego-gorodka-2.html) была отсылка на статью Ее звали Смолянка (http://www.donjetsk.com/retro/1435-ee-zvali-smolyanka.html), где была прикреплена картина с изображением девушки. Вроде ничего такого в этом нет, но картина мне запомнилась, и поэтому когда я в интернете случайно на неё наткнулся, то решил всё-таки узнать кто эта девушка и что это за картина. И вот, что я узнал.
Автором этой картины является Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930 г.г.), а сама картина называется «Шахтёрка» (1894 г.)

шахтёрка

Немного информации о художнике:

Касаткин Н.А.

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 декабря (25 декабря по новому стилю) 1859 года в семье художника-литографа А. А. Касаткина. В 1873—1883 годах занимался в училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были художники-передвижники Василий Перов и Илларион Прянишников. С 1891 года был членом «Товарищества передвижников». В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 годах посетил Донбасс. В 1894—1917 годах Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, «Великой реформы» — юбилейного издания, посвящённого пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы и др. После Октябрьской революции Касаткину первому было присуждено почётное звание народного художника РСФСР (1923). Он вошел в новосозданную АХРР («Ассоциация художников революционной России», художественное объединение, самое многочисленное и мощное из российских творческих группировок 1920-х годов). В 1924 году был командирован в Англию, чтобы запечатлеть социальную борьбу тамошнего пролетариата. В целом же попытки сделать из него «Горького советской живописи» оказались несостоятельными в силу явной несоизмеримости талантов. Лучше всего в поздний период ему удавались отдельные яркие портреты-типажи («За учебу. Пионерка с книгами» 1926, Музей революции). 17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался. Похоронен в Москве.
Сама картина «Шахтерка» Николая Алексеевича Касаткина среди сокровищ русской живописи занимает весьма почетное место. А ведь это всего лишь этюд, написанный с натуры, — совсем небольшой холст.
В центре холста, отделенная от низеньких строений большим серым пространством двора, стоит молодая девушка-шахтерка. Во всем ее облике, в том, как она непринужденно держит конец перекинутой через шею косынки, как, горделиво подбоченившись, смело и чуть насмешливо встречает она взгляд зрителя, в том, как ничто ее здесь не стесняет, видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Вера в свои силы, как характерная черта крепнувшего в классовых боях русского пролетариата, пришла в русское изобразительное искусство в образах, созданных Касаткиным.
С самого раннего детства Касаткин близко познакомился с бытом бедного трудового люда и навсегда проникся глубоким уважением к людям труда. Это определило направление и характер всего его искусства. Особенный интерес вызывала у Касаткина жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и затем из года в год в течение семи лет приезжал сюда, чтобы пополнять запас своих впечатлений.
Примитивные шахты, убогие землянки, тяжелая, беспросветная жизнь шахтеров произвели на художника огромное впечатление. «С трудом себя удерживаю, чтобы не уехать, — писал он родным.— Тут надо веревки, а не нервы, а у меня гнилые нитки».
Тяжелый труд шахтеров и нищенские условия жизни их семей отображены в ряде произведений Касаткина, таких как:
«Шахтер-тягольщик»

Шахтер-тягольщик

«Углекопы. Смена»

Углекопы._Смена

«Сбор угля бедными на выработанной шахте»

Сбор_угля_бедными_на_выработанной_шахте

«В рабочей семье»

В рабочей семье. 1900 год

«Интерьер надшахтного строения. У клети»

Интерьер надшахтного строения. У клети

Но не только подневольный труд русского рабочего на капиталистической шахте привлек к себе взволнованное внимание художника,— он был далеко не безучастным свидетелем и того брожения в рабочей среде, которое, усиливаясь с каждым годом, неуклонно готовило мощный общественный взрыв первой русской революции. «На шахтах так тяжело, что я не мог остаться работать,— сообщал Касаткин родным в одну из своих поездок, находясь в районе Макеевской шахты «София». — В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка! Все заперто и завод стоит)».
Касаткина в Донецком бассейне окружал сплоченный коллектив рабочих и работниц шахт. Жизнь и труд донецких углекопов, их запавшие глубоко в душу неизгладимые образы раскрыли перед художником новые горизонты, помогли ему понять новую эпоху, нового передового человека.
Особенно удавались Касаткину образы русских женщин. Изо дня в день, из года в год наблюдал он, как постепенно разгибалась веками согнутая спина женщин-тружениц, как русская женщина включалась в общую борьбу всех трудящихся за освобождение от капиталистического рабства. Постепенно из его творчества уходили такие образы, как «Печальная», «Сострадательная». Они сменились целой галереей ярких изображений тружениц шахт, фабрик и заводов, во всем облике которых отчетливо выражалось новое, активное, действенное начало. Таковы «Пряха», «Ткачиха», «Бедовая». Но лучшей из этих работ, несомненно, является «Шахтерка».
Полная обаяния и внутренней теплоты, эта девушка сразу завоевывает симпатии зрителя. Она покоряет не только своей милой женственностью, но и бодрой энергией, которую излучает ее крепкая молодая фигура, ее лицо с решительными чертами, непринужденная манера держаться. В касаткинской «Шахтерке» сочетаются задорный огонек молодости и моральная чистота, благородство и поэтичность, сближающие ее с «Девочкой с персиками» В. Серова. Вместе с тем нельзя не отметить и черты психологического различия этих двух образов. «Шахтерке» присущи большая непосредственность и открытое общение со зрителем, ей несвойственно то поэтическое раздумье, которое несколько замыкает в себе высокие чувства юной героини Серова.
Сложный духовный мир своей «Шахтерки», ее мысли и чувства стремится раскрыть художник. Этим, собственно, и определяется композиция картины. Касаткин почти вплотную приближает фигуру девушки к раме, вводит лишь самый минимум обстановочных деталей, внимательно, точно, очень любовно прослеживает пластику лица и рук, все же остальное пишет более обобщенно.
Одета шахтерка в серенькую плохонькую потрепанную кофточку и светлую вылинявшую юбку, чуть виднеющуюся из-под темного рабочего фартука. Однако бедность этого рабочего наряда здесь вовсе не акцентирована, больше того, ее почти не замечаешь. Мастерская кисть художника умело раскрыла в убогой одежде шахтерки ее живописное богатство.
Тональность картины построена на том сером цвете, который так типичен для шахтных мест. Художник не отошел и здесь от правды жизни, но он насытил колорит картины целой россыпью оттенков, то доводя серый цвет до дымчатых тяжелых тонов, то добиваясь жемчужных, легких сочетаний. Живописная красота холста, опять-таки роднящая его с картиной Серова, придает этому этюду особенное очарование, насыщает его светлым оптимизмом. Манера же письма художника, свободная непринужденность его кисти, удивительно соответствующая характеру образа, при уверенной точности рисунка, сообщают этюду высшую гармонию целостной законченности.
Оптимизм шахтерки, богатство ее духовных и физических сил определяют весь строй этого поистине новаторского произведения. Создав «Шахтерку» и целый ряд родственных ей образов, Касаткин сумел глубже, чем большинство современных ему художников, понять тенденции общественного развития, объективное содержание исторических процессов, ведущей силой которых являлся русский пролетариат.

?

Log in

No account? Create an account